Письменность и нумизматика восточных славян

По сведениям болгарского монаха-черноризца IX века Храбра, славяне до миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия письменности не знали. Но достоверно ли это свидетельство?

До внедрения православия древняя религия славян эволюционировала тысячи лет, и представляется маловероятным, что этот процесс происходил без какой-либо азбуки. Есть основание предполагать, что задолго до Кирилла и Мефодия славяне уже имели некий прообраз письменности [67].

Кирилл и Мефодий, по мнению ряда современных лингвистов и историков, были не создателями, а лишь реформаторами уже существующей азбуки, основанной на греческом алфавите. Примером использования докирилловской азбуки может служить так называемая Велесова книга – книга новгородских жрецов IX века.

Имеются также сведения, что, кроме греческой, славяне имели и оригинальную систему письма: так называемую "узелковую письменность". Знаки этой "письменности" не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в клубки-книги.

Возможно, эти узлы условно изображали на керамике, металле или бересте. Память о древнем узелковом письме осталась в фольклоре. Мы до сих пор завязываем "узелки на память", говорим "связать мысль", "связывать слово со словом", "говорить путано", "спутать мысль", а также: "клубок песен", "нить повествования", "хитросплетение сюжета", "завязки" и "развязки" – о начале и конце художественного произведения, "неувязки" – о бессмыслице в тексте, и пр. Сохранилась и пословица, напоминающая о бытовании в древности узелкового письма: "Что знала – то сказала, на нитку нанизала".

В сказках Иван-царевич, прежде чем отправиться в путешествие, получает от бабы Яги клубок. В сказках, как известно, сохранились отголоски языческой эпохи. Может быть, это был не обычный клубок, а древний путеводитель.

Возможно, древние славяне имели клубки с узелковыми письменами, содержащие географические сведения, клубки мифов и религиозных языческих гимнов, заклинаний. Хранились эти клубки в специальных берестяных коробах (не оттуда ли выражения: "наврать с три короба"). При чтении нити с узелками скорее всего "наматывались на ус" – очень может быть, что это приспособление для чтения.

Узелковая письменность – один из древнейших видов письменности. Узелковым письмом "кипу" и "вампум" пользовались древние сеики и ирокезы Америки. Узелковое письмо "цзе-шен" было известно в древнем Китае. Популярным было это письмо и у карел и финнов, где до сих пор находят клубки с письменами.

О распространённости узелкового письма говорят археологические находки. На многих предметах, поднятых из захоронений языческого времени, видны несимметричные изображения узлов, служащие, вероятно, не только для украшения. Сложность этих изображений, напоминающих иероглифическую письменность восточных народов, делает обоснованным вывод о том, что они могли применяться и для передачи слов.

Следы узелковой письменности можно найти в сочинениях христианского времени и на стенах храмов, построенных в эпоху "двоеверия", когда христианские храмы украшались не только ликами святых, но и языческими узорами. Например, часто встречающиеся изображение простой петли - окружности предположительно расшифровывается как знак верховного славянского бога Рода. Окружность с крестом – это солярный символ, знак солнца и бога солнечного диска – Хорса.

Многие рисунки в книгах и на камнях, понимаемые как орнамент, перекликаются с кельтскими, то есть, известны еще со времени индоевропейского единства.

Церковно-иероглифическая письменность древних славян, видимо, была очень сложна. Она была доступна лишь избранным: жрецам и высшей знати, – была священным письмом. Основная же масса людей оставалась неграмотной. Этим и объясняется забвение этой письменности по мере распространения христианства. Узелковая письменность в ту эпоху не могла соперничать с более простой системой письменности, основанной на кириллице.

Полна тайн и история многих европейских народов, связанных со славянским миром [68]. Одна из таких загадок – так называемая Шутерградская руническая надпись, найденная в 1928 году в Болгарии. Науке известны следующие виды рун: руны Готланда (страны готов), шведско-норвежские руны, датские и пунктированные руны. Указанная надпись могла быть сделана на смешанном языке, своеобразном симбиозе древнегерманских и древнеславянских языков, которые довольно схожи друг с другом своими корнями (арийскими, готскими). Имеются предпосылки, что основой этой рунической письменности являются этрусские письмена. После дешифровки надписи О.Филипчуком стало ясно, что она сделана в период, когда в Киеве (скорее всего на Дунае) правил легендарный Аскольд. Надпись могла быть сделана самим Аскольдом, который в 886-887 гг. совершал поход на Византию, когда он и обозначил на камне нежилую пещеру в Родопии.

О том, что у восточных славян (руси) существовала в дохристианские времена письменность, свидетельствует "Житие Константина" [69]. Константин в 860 и 861 гг., будучи в Херсонесе, видел Евангелие и Псалтырь, написанные русскими письменами. Известно, что в это время в Крыму, как уже говорилось ранее, жили потомки готов, известные как Черноморская Русь. Эти русы были арианами, то есть, христианами не византийского вероисповедания, но писали греческими буквами. Скорей всего, что эти книги были написаны в русском переводе глаголицей.

Арабский писатель Ибн-ель-Недым в 987 году привел рисунки русской письменности, но никто эти рисунки не исследовал и не прочитал.

Сенсационный вывод сделал на основе исследований этрусской надписи (этрусские надписи, а их более 3000, до сих пор не расшифрованы) известный советский писатель Олжас Сулейменов [70]. Эта, так называемая, вольтеровская надпись выполнена латинским алфавитом без пробелов между словами и знаков препинания. Изложив текст кириллицей, Сулейменов прочитал его в славянском изложении (использовались болгарские, сербские, хорватские, словенские, чешские и словацкие слова): "два раза день, есть и третий день темнота". Оказалось, что язык этого текста настолько лексически и грамматически совершенен, что не требует никакого гадательно-комбинаторного толкования. Может быть, этруски были праславянами?

Находка славянских надписей в составе трехтысячного собрания этрусских памятников, отодвигает дату рождения буквенного славянского письма ("кириллицы") в глубь истории. Надписи на четырехугольном камне из Вольтеры более 2700 лет. Следовательно "кириллица" возникла на 17 веков раньше эпохи византийских богословов Кирилла и Мефодия, отредактировавших "языческое" письмо в духе греческого православия, дабы Священное Писание на славянских языках выглядело "по-гречески".

Какие монеты ходили на территории восточных славян? Тысячи кладов старинных монет найдены в Украине. Довольно часто попадались римские серебряные монеты – денарии I-III вв. новой эры и византийские солиды и милисарии. Византийские золотые (солиды) и серебряные (милисарии) монеты никогда не играли самостоятельной роли на денежных рынках восточных славян, служа дополнением к другим средствам денежного обращения [71].

Бытует мнение, что славяне в те времена находились на том уровне общественного развития, когда деньги людям еще не были нужны. Так ли это? Относясь к "варварам" (римляне называли варварами всех европейцев, не являющихся римлянами), праславяне осуществляли, как известно, военные экспедиции в глубь Римской империи и с миром "варваров" и "склавинов" осуществлялась торговля. А где торговля, там и деньги. Таким образом, римские денарии являются первой монетой, которая ходила у праславян, точнее, у праславянских вождей. Свою монету праславяне не чеканили, не было собственного сырья, а серебро денариев часто переплавлялось в женские украшения. В период с III до конца VIII века на территорию восточной Европы хлынул мощный поток арабских серебряных монет – куфических дирхемов (названных так потому, что надписи на них выполнены стилизованным арабским шрифтом – "куфой").

Эти монеты привозили арабские купцы, расплачиваясь ими за товары. Они были частыми гостями на рынках восточнославянских городов, в частности Киева и Чернигова.

Славянское население не понимало куфических надписей, но разбиралось в весе и качестве (по содержанию серебра) монет. Так, дирхемы, отчеканенные из особовысокопрочного серебра, назывались нагатами (от арабского "нагд" – хороший), в отличие от обычных дирхемов, называемых кунами. Кусочки дирхемов, которые были слишком крупной денежной единицей оптовых торговцев, назывались "резана".

Поступление арабских дирхемов внезапно прекратилось к началу XI века, что объясняется тем, что иссякли залежи серебра на Арабском Востоке, и пришлось перейти на медные и золотые деньги. Но дирхемы продолжали ходить на территории Украины, утрачивая свой товарный вид и стоимость.

Процесс становления древнеславянской государственности почти совпал с началом денежного обращения, так как киевские князья вынашивали мысль о выпуске собственных денег. В конце X века, то есть, после введения христианства, началась чеканка монет, сначала в Киеве князем Владимиром, а со второй половины XI века в Тмутаракане и в Новгороде. Всего было выпущено несколько тысяч монет. До нашего времени дошло около 10 золотых (злотников) и немного больше 250 серебряных (сребреников) монет X-XI веков. Монеты чеканились вручную и были невысокого качества. Сребреники Киевского князя не могли конкурировать на тогдашнем рынке с арабскими дирхемами. Однако они выпускались в течение продолжительного периода – не менее 50 лет.

Из-за недостаточного количества дирхемов, которые переплавлялись для серебряников, к серебру добавлялось большое количество меди, что не способствовало их хождению. Таким образом, чеканка этих монет в экономическом отношении была кратковременным эпизодом и не оказала заметного влияния на денежное обращение в государстве.

Вместе с тем, выпуск монет, кроме экономического значения, имел политическое лицо. Ведь на монетах обязательно указывалось имя властителя, в период правления которого монета выпускалась. На киевских монетах конца X - начала XI века сказано: "Владимир на столе, а се его серебро".

На смену сребреникам в XI веке появились гривны, представляющие собой несколько вытянутые шестиугольные слитки серебра весом в среднем 160 грамм. Они были в обращении до начала монгольского нашествия.

Несмотря на то, что златники и сребреники прекратили чеканить уже при жизни Ярослава, политическая цель, которую ставил перед собой киевский князь, была достигнута: монеты с именами и изображением князей стали известны в цивилизованном мире того времени. Свидетельство тому – находки этих монет далеко за пределами Киевского государства, даже в Скандинавии.

Hosted by uCoz